Буквально недавно мне пришлось столкнуться с проблемами с датчиком масла. Время от времени масло может загореться на приборной панели. Почему непонятно, зашел в несколько сервисов, начал говорить что-то непонятное, после чего решил разобраться для себя. Теперь хочу поделиться с другими автомобилистами, так как проблема частая, судя по форумам. Поэтому сначала расскажем, что такое датчик давления масла, зачем он нужен и где на самом деле (честно говоря, сам долго искал). Ну и конечно же перечислю основные причины и симптомы неисправностей, с которыми вы можете столкнуться.
На фото: справа датчик давления масла, слева индикатор давления. Фото - drive2.ru
Если не делать серьезных выводов, а по-простому, это одна из основных составляющих системы смазки (смазки) двигателя. Деталь в основном отвечает за мониторинг масла, то есть проверяет давление и в случае проблем сразу же уведомляет водителя. Это может быть подходящая лампочка, как я называю ее лодка с термометром, или сообщение на бортовом компьютере, если машина вымышленная.
Принцип работы масляного датчика
Принцип работы довольно прост, разобраться в нем сможет даже новичок. Посмотрите, в чем проблема, в большинстве датчиков работа основана на возможности преобразования одного вида энергии в другой. Для преобразования механического напряжения в корпус датчика установлен преобразователь механического напряжения в электронный сигнал. Механическое воздействие передается на мембрану, в современных машинах она сделана из металла, и на нее ставятся резисторы, которые изменяют сопротивление в ответ на возникающую деформацию. Затем преобразователь передает электрический сигнал по проводке.
Сенсорное устройство DDM
На старых машинах устройство и работа самого датчика немного отличались, но сам принцип остался прежним. Понятно, что об электрических преобразователях не могло быть и речи. Поэтому конструкция была простой. Точно так же показания датчика были сформированы от удара о мембрану. Деформируясь, мембрана давила на стержень, который отвечал за сжатие жидкости в специальную герметичную трубку. На другом конце трубки находился второй стержень, на который прижималась выходящая из трубки жидкость и который соответственно поднимал или опускал стрелку. Устройство со стрелкой называлось манометром дифференциального давления, его называли просто манометром. В итоге стрелка поднялась, давление поднимается, вниз давление падает.
Что касается расположения датчика, то здесь сложно сказать что-то точное. Понятно, что по логике он должен быть в блоке цилиндров, но вопрос где именно. Есть несколько общих характеристик о том, где искать этот датчик. Лучше ориентироваться на мануал. Например, производители нередко устанавливают его за головкой блока цилиндров, в районе коробки ГРМ или на блоке распределительного вала, в Ладакхе он находится именно там. На иномарках их часто устанавливают где-то под или по центру двигателя, в зоне масляного фильтра или насоса, в картере (характерно для моделей Mercedes).
На фото: Датчик давления масла ВАЗ 2115 подтекает масло. Требуется замена датчика
Кстати, не забывайте, что на большинстве иномарок может быть несколько датчиков, в таких случаях они располагаются по следующей схеме: один перед масляным насосом, другой где-то сзади. В общем, это зависит от модели автомобиля, читайте мануалы, сразу сложно сказать, где это могло быть размещено.
Расположение датчика давления масла Газель
Поэтому причин достаточно, хотя агрегат важен в формировании параметров, необходимых для работы ДВС, он расположен несколько удаленно и не связан с другими системами. Нравится:
• Первая и наиболее частая причина - недостаточный уровень масла. Некоторые нерадивые автомобилисты могут испытывать голод по маслу, когда, проехав тысячи километров, никто не заглядывает под капот, не гадая, что там творится. Решение проблемы проще, чем кажется, достаточно добавить масла и все, свет перестанет гореть. Кстати, на всякий случай проверьте, нет ли течи масла под двигателем, каким бы оно ни было, лучше сразу исключить механическое повреждение картера или блока.
Контрольная лампа давления масла
• Масляный насос накрыт. Покупаем новый и забываем о проблеме.
Масляный насос
• Сам датчик забит. Причина не редкость в банальном сенсорном блоке, поэтому попробуйте сначала очистить его, он все равно может помочь. Кстати, это был просто блок, из-за которого перегорела лампочка. Почистил и все нормально, без проблем. Видимо, я использовал плохое масло, поэтому не забывайте, что от масла тоже многое зависит.
DDM Toyota Ist
• Забит масляный фильтр. Понятно, что циркуляция масла в ДВС проходит через фильтр. А теперь представьте, сетка забита, как масло будет проходить через нее, а не как. Это проблема поддельных китайских фильтров, попробуйте купить оригинальные "мановские" фильтры, пусть они и дороже, но с ними проблем нет.
Забит масляный фильтр
• Повреждение мембраны сенсора, приводящее к передаче неверной информации.
• Следующая причина маловероятна, но ее не следует воспринимать как должное. Это касается коротких замыканий проводов идущих от самого датчика к «приборке» или БК, окисления клемм на датчике, разъемов и тому подобного. У друга был похожий случай, мед загорелся, на службы отпускает. Ну, а какие у нас «специалисты» на АЗС, все прекрасно знают. Не хватило мозгов проверить проводку, соединения, клеммы. Но оказалось, что мыши зашли в гараж и грызли провод, в результате показания датчика оказались неверными, что-то закоротило.
• Сработало реле датчика, предохранитель из-за короткого замыкания.
В целом, как мы видим, причин много, используйте метод исключения, если вы решили самостоятельно выявить неисправность. Начни с простого, сними щуп, возможно, давным-давно в нем кончилось масло.
Как правило, главный знак - это лампочка, иначе на боковые точки мало кто обращает внимание. А их очень много:
• Проблемы с запуском двигателя. Это банально, что масло закончилось, и двигатель, особенно зимой, изо всех сил пытается проворачивать коленчатый вал.
• Появление толчков во время движения, особенно ощутимых на низких оборотах.
• Мощность теряется во время разгона.
• Выключатель зажигания не работает должным образом, часто возникают проблемы с питанием, проводкой к датчику.
Как видите, причин несколько, главное вовремя выявить настоящего виновника. Проблемы с проводкой, можно сказать, да, ничего страшного, но не было, автомобили нередко перегорают от оголенных коротких замыканий на проводе. Так что не шутите по этому поводу. Другая ситуация, масло закончилось, двигатель работает без смазки или с небольшим количеством, в итоге что? Правильно, быстрый износ поршневого узла, в заключение ремонт или покупка у «подрядчика».
Так что обращайте внимание на мелочи, загорается сигнальная лампа давления масла, проверяйте, избегайте дорогостоящего ремонта.