Датчик коленвала автомобиля

Электронный блок управления (ЭБУ) - это своего рода мозговой центр современного автомобиля. Система впрыска для впрыска топливной смеси в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует постоянной корректировки режимов работы его узлов. ЭБУ делает это, используя информацию, полученную от различных измерительных приборов, среди которых важную роль играет датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). В отечественном автомобилестроении первые ДПКВ установили на двигатели ВАЗ и ЗМЗ 406.

ДПКВ:

ДПКВ

Для чего нужен

Датчик коленвала имеет второе название: датчик времени. Другими словами, его можно определить как устройство, которое сопоставляет количество оборотов коленчатого вала в момент впрыска и количество топлива, которое поступает в камеры сгорания, генерируя в них искры, а также работу других систем ДВС. Вот для чего нужен датчик.

Принцип работы

Чтобы узнать, что такое ДПКВ, нужно понимать, как работает устройство. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Электрическое явление было обнаружено американским физиком в 1879 году. На основании многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что металлическая пластина, находящаяся под напряжением постоянного тока, находясь в магнитном поле, получает разность потенциалов на своих краях. Эффект не находил своего применения долгое время до эры полупроводников. С начала 50-х годов прошлого века стало возможным производить микроконтроллеры на основе редкоземельных элементов, в том числе датчики положения коленчатого вала.

Датчик работает как бесконтактное устройство. Металлическая пластина контроллера находится на расстоянии одного миллиметра от зубцов намагниченного диска газораспределения коленчатого вала. На диске нет двух зубцов в одном месте. Во время вращения ДПКВ обнаруживает равномерное колебание магнитного потока от зубчатого круга.

Схема работы ДПКВ:

Схема работы ДПКВ

Когда отверстие диска (3) проходит рядом с пластиной (2), устройство регистрирует изменение интенсивности магнитного потока и реагирует на ЭБУ в этом отношении. Это связано с тем, что флуктуация магнитного поля влияет на слаботочный сигнал, протекающий в катушке (1) с сердечником внутри корпуса ДПКВ.

Всякий раз, когда отверстие в зубчатом диске находится напротив приборной панели, ЭБУ будет воспринимать это как начальную точку вращения коленчатого вала. Микропроцессор, анализируя полученную информацию, проверяет работу всех узлов ДВС, а именно:

  • дозирование топливовоздушной смеси, поступающей в форсунку;
  • коррекция опережения зажигания;
  • регулировка момента впрыска топлива.

На рисунке ниже представлена ​​схема работы ДПКВ, где А - зазор между металлической пластиной и зубьями синхронизирующего диска.

схема работы ДПКВ 2

Устройство

Чтобы осмотреть сенсорное устройство, просто откройте пластиковый корпус вышедшего из строя устройства. Вы можете увидеть индукционную катушку - магнитный контур (стальной сердечник) в обмотке, заканчивающийся внешней металлической пластиной. Как правило, в отливе корпуса есть одно-два отверстия с бронзовыми кольцами. Через них продеваются крепежные болты, которыми устройство фиксируется в проеме картера коленчатого вала.

Цилиндрическая часть ДПКВ полностью погружается внутрь проема, а снаружи остается выступ с разъемом. Распиновка устройства состоит из трех проводов, один из которых подает на катушку низкое напряжение, второй - «0». Третье ядро ​​- это токовый выход с измененными характеристиками в ЭБУ.

Где находится

Водители, желающие научиться собирать собственное авто, должны узнать, где находится датчик коленвала. Контроллер автомобиля должен находиться рядом с вращающимся диском привода ГРМ коленчатого вала. Обод крепится соосно болтом к торцу коленчатого вала.

Положение датчика:

Место, где расположен датчик

Неисправности

Любая, даже самая маленькая ошибка в работе ДПКВ - признак неисправности датчика коленвала. Водитель автомобиля это сразу услышит. Важно правильно диагностировать неисправность. Неисправность датчика приближения положения коленвала сопровождается проявлением следующих симптомов:

  • двигатель на холостом ходу крайне нестабилен, иногда даже глохнет;
  • нельзя заводить машину сразу;
  • в движении двигатель начинает задыхаться и может заглохнуть;
  • при резком нажатии на педаль акселератора двигатель задыхается и слышен звук клапанов;
  • при диагностике сканера на СТО неисправности датчика положения коленвала отразятся на дисплее ошибками PO338 и PO342.
  • на панели приборов загорится слово «Проверить двигатель».

Замена

Если в результате диагностики обнаруживается неисправность датчика, его необходимо заменить новым прибором. На любой заправке это займет совсем немного времени. Единственный недостаток - иногда ремесленники могут по достоинству оценить свою работу. Замена датчика самостоятельно сэкономит деньги и не вызовет затруднений. Об этом может сказать любой водитель, который менял его своими руками. Расположение датчика доступно даже начинающему автолюбителю. Специалисты рекомендуют следовать шагам следующей инструкции.

Удаление старого ДПКВ:

Удаление старого ДПКВ

Подробная инструкция по замене ДПКВ:

  1. Машина неожиданно припаркована, зажигание выключено, ручник включен.
  2. Поднимите капюшон. Отрицательная клемма снимается с АКБ.
  3. Откручиваем болты крепления и отодвигаем защитный фартук в сторону.
  4. Отсоедините микросхему кабеля от разъема датчика.
  5. Открутите крепеж с помощью головки или рожкового ключа и снимите датчик с сиденья.
  6. При установке нового устройства все предыдущие действия повторяются в обратном порядке.

Проверка

Перед заменой ДПКВ нужно убедиться, что датчик действительно вышел из строя. Чтобы проверить его работоспособность, нужно снять прибор и вооружиться мультиметром. Проверка проводится следующим образом: прибор переведен в режим омметра. Щупы мультиметра подключаются к контактам ДПКВ. Нормальное сопротивление будет в пределах 550-750 Ом. Прибор перейдет в режим вольтметра. К наконечнику датчика подносят металлический предмет: мультиметр должен регистрировать скачки напряжения.

Если диагностика не обнаружила поломки, необходимо проверить целостность разъемов, кабеля и устранить причину нарушений. В противном случае ДПКВ необходимо заменить.

Мультиметр:

Мультиметр

В случае неисправности ДПКВ в дороге его легко можно отсоединить от кабеля, снять крепеж и заменить на новый прибор, не прося никого о помощи.

Видео по теме

Отзывы
Нет отзывов.
Имя
E-mail (не обязательно)
Оценка
Сообщение

Блог-форум о Datsun. Статьи и обучающие материалы от профессионалов.

+7 800 333 22 33
x