Принцип работы любого двигателя внутреннего сгорания - это вынужденное движение поршня в цилиндре за счет взрывного сгорания топливовоздушной смеси. Для этого, когда поршень находится в верхней мертвой точке, необходимо зажечь ту же горючую смесь. Перед этим всегда в определенный момент необходимо подать эту смесь в камеру сгорания. Современные двигатели имеют электронное управление, топливная смесь подается по определенному алгоритму, а также моменту ее воспламенения. Независимо от количества цилиндров требуется точное соблюдение фаз газораспределения. За это отвечает DPRV (датчик положения распределительного вала). Почему это датчик распредвала, а не, например, датчики положения поршня или коленчатого вала?
Поршни через шатуны соединены с коленчатым валом, их взаимное положение не меняется. Поэтому для определения положения поршневого узла в любой момент времени достаточно установить датчик фазы на коленчатом валу. Коленчатый вал соединен ремнем или цепью ГРМ с распределительными валами, которые отвечают за своевременное открытие впускных и выпускных клапанов.
Одного датчика коленвала будет недостаточно, так как он покажет только положение поршней. DPRV сообщит блоку управления двигателем информацию о том, когда и какой клапан открыт (закрыт). Соответственно ответ на вопрос: «а где датчик распредвала?» лежит на поверхности. В зоне крепления одной из осей распредвала.
Корпус расположен снаружи картера вместе с ответным разъемом. Это сделано для простоты диагностики и замены. Корпус датчика (сам датчик) находится внутри картера, в непосредственной близости от оси распределительного вала.
Справочно: в двигателях автомобилей с рядными цилиндрами присутствует распредвал (как следствие, еще и датчик). При V-образном расположении или в противоположных двигателях внутреннего сгорания распредвалов два. То есть вам нужен не один, а два датчика.
Сам по себе DPRV отвечает за проверку фаз газораспределения. Этого недостаточно, чтобы получить полное представление о том, как работает двигатель внутреннего сгорания. Таким образом, ЭБУ (электронный блок управления) постоянно сравнивает положение коленчатого и распределительного валов относительно друг друга. Это исключает возникновение ошибок при перемещении ремня ГРМ относительно поршневого узла (ремень или цепь заскочили на один или несколько зубцов шестерни).
Если спросить автолюбителя, что такое датчик фазы, он ответит: «Датчик Холла». Это популярное название возникло из-за того, что большинство DPRV работают по принципу Холла. На иллюстрации показано, как работает система.
При объединении двух частей элементов Холла в индукторе формируется электрический импульс. Таким образом, можно бесконтактно фиксировать положение распределительного вала газораспределительного механизма. Алгоритм управления ЭБУ отслеживает превышение заданного значения при каждом обороте распределительного вала и формирует правильную картину того, когда и какой клапан открыт (закрыт). Параллельно анализируется положение коленчатого вала, и топливная смесь формируется и своевременно подается в камеру сгорания. Кроме того, вместе с информацией от лямбда-датчиков контролируется правильность и чистота выхлопа. То есть ДПРВ влияет не только на качество двигателя в целом, но и сохраняет экологичность автомобиля.
Автозапчасти и другие товары можно легко приобрести в автосалонах вашего города. Но есть еще один вариант, который недавно получил значительные улучшения. Посылку из Китая больше не нужно долго ждать - в интернет-магазине Алиэкспресс появилась возможность отправлять с перевалочных складов, расположенных в разных странах. Например, при оформлении заказа можно указать опцию «Доставка из РФ».
Перейдите по ссылкам и выберите:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В этом случае блок управления двигателем продолжит анализировать информацию с датчика коленвала в усеченном виде. То есть синхронизация валов будет нарушена и двигатель перейдет в нештатный режим подачи топлива параллельно парам. Этот алгоритм предусматривает включение форсунок с удвоенной частотой. В результате будет израсходовано больше топлива для частичной экономии энергии. Кроме того, несгоревший бензин попадет в катализаторы и выхлопную трубу. Эта неисправность приведет к ускоренному износу выхлопной системы с последующим выходом из строя дорогостоящих комплектующих.
Симптомы неисправности датчика
Разумеется, перечень проблем пересекается с отказами других узлов, связанных с работой впускной и выпускной систем. Поэтому точный диагноз можно получить только подключив автомобильный сканер. Однако эти признаки обязательно появятся, если ДПРВ все же неисправна:
Кроме того, проверка датчика распределительного вала выполняется любой диагностической программой, доступной при подключении к порту OBD.
Совет: Если вы обнаружите какие-либо признаки неисправности или неисправности датчика распределительного вала, немедленно диагностируйте их. Можно пойти в автосервис или зарегистрироваться в гараже.
Использование вашего автомобиля с неисправным или отключенным датчиком положения распределительного вала может привести к дорогостоящему ремонту.
Прежде всего, вам нужно узнать, где находится датчик фазы на вашей модели автомобиля. Вы не сможете найти эту информацию в инструкции по эксплуатации; Требуется документация по ремонту и техническому обслуживанию. Для примера посмотрим на фото расположения ДПРВ в подкапотном пространстве ВАЗ 2112:
Овальный разъем с тремя контактами в центре рисунка.
Проверка фазового датчика начинается с внешнего осмотра. Перед снятием датчика необходимо убедиться в исправности корпуса, разъема и отсутствия следов ожогов и технических жидкостей. Поскольку устройство находится под капотом и не защищено от внешних воздействий, причиной неисправности может стать банальный обрыв одного из проводов.
Даже если проводка в порядке, рекомендуется проверить ее мультиметром в области от разъема датчика до блока ЭБУ двигателя. Соединив клеммы тестера с контактами разъемов, попросите помощника переместить кабель, чтобы найти скрытые обрывы. Затем необходимо проверить чистоту контактов: они могут окислиться.
Еще одна причина неисправности, которая четко не проявляется - наличие постороннего импульсного сигнала, влияющего на передачу информации по дата-кабелю. Это могут быть импульсы от проводов управления форсунками или от высоковольтных проводов свечей зажигания. Для исключения негативного воздействия необходимо привести проводку всех проводов в моторном отсеке по штатной схеме. В цепь ДПРВ нельзя подключать посторонние кабели, особенно нестандартными устройствами: блок управления ксеноном, парктроник, дополнительный звуковой сигнал. Индукции от этих устройств сложно диагностировать, но они могут отрицательно сказаться на работе фазового датчика.
Рассмотрим последовательность действий:
Аналогичную проверку можно провести с помощью осциллографа. На экране вы увидите изображение импульсов и сможете оценить качество сигнала: отсутствие «дребезга», посторонних пиков паразитных импульсов.
Ремонт неисправного ДПРВ нецелесообразен. Электроника находится в герметичном корпусе, разобрать, не повредив, не удастся.
Важно! Для замены следует приобрести датчик именно под вашу модель автомобиля. Утверждать, что на Приорессу лучше поставить датчик БМВ нет смысла.
Даже если вы найдете стороннюю сборку с подходящими монтажными проушинами, она все равно не будет работать правильно. На фото ДПРВ автомобиля ВАЗ 2112 имеет 16 клапанов.
Дело в том, что элемент Холла состоит из двух калиброванных между собой частей. Если вы установите неправильный датчик считывания, он будет несовместим с аналогом, подключенным к распределительному валу. Поэтому покупайте запчасть в соответствии с «Parth Number» на основании VIN-номера автомобиля. Производитель не имеет значения, главное, чтобы он не был подделкой.